Главная

Принцип работы аппаратов на воздушной подушке

Оглавление

  1. Принцип работы аппарата на воздушной подушке.
  2. Изобретение воздушной подушки.
  3. Перспективы технологии.

фото судна Славир на воде и берегу

Принцип работы аппарата на воздушной подушке

 

фото транспортировки СВП СлавирСамая узнаваемая часть судов на воздушной подушке — это гибкое ограждение из прорезиненной ткани. При выключенном моторе оно напоминает сдутые борта большой надувной лодки, однако сходство только внешнее. Когда вы стартуете на СВП, силовая установка с винтами интенсивно нагнетают воздух под днище аппарата, создают под аппаратом область давления выше атмосферного. Единственный выход для воздуха — поднять целиком весь аппарат и пройти под краем гибкого ограждения. Аппарат начинает приподниматься над землей. При этом гибкое ограждение помогает сформировать плотную подушку, чтобы воздух сразу не развеяло из под плоского днища. Таким образом, вы поднимаетесь и плаваете на воздушной подушке. Судно как бы висит над поверхностью, поэтому ему при движении не нужно бороться с трением. За счет этого судно легко передвигается и по болоту, и по снегу, и по песку. Но лучше всего, все же по воде. Для движения вперед на таких аппаратах применяют маршевый винт в кормовой надводной части судна. За повороты отвечает устройство, похожее на авиационный руль направления.

Изобретение воздушной подушки

СВП Славир - идеальный выбор для путешествийКак это часто бывает в мире науки, точно назвать имя одного изобретателя трудно. Идея уменьшить при помощи мощного воздушного потока трение и создать избыточное давление под днищем судна приходила в головы многих ученых. СВП — это плод труда нескольких умов, работавших в разных странах и в разное время.

Первым идею, отдаленно напоминающую принцип работы аппарата на воздушной подушке, высказал в начале XVIII века шведский физик и философ Эммануил Сведенборг. В соответствии с его предположением, массы воздуха для подушки можно нагнетать под днище лодки с помощью весел. И хотя практика показала, что ручной силы мало для создания достаточно плотной подушки, эта идея захватила умы многих мыслителей. Уже в середине XIX века русский инженер Иванов разработал проект судна, которое он назвал «трехкильный духоплав». По замыслу изобретателя, воздух под корабль нужно было вручную нагнетать мехами. Однако его смелый проект был отклонен.

В середине 1924 года великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский описал идею бесколесные поезда. Константин Эдуардович провел приближенные вычисление и теоретически обосновал возможность и принцип работы аппарата на воздушной подушке. Сохранился примитивный чертеж нового транспорта, набросанный ученым. Однако тогда новая идея показалась многим показалось фантастической.

Вехи истории

  • В 1716 году идею судна на воздушной подушке выдвинул шведский философ Эммануил Сведенборг
  • В 1926 году принцип движения на воздушной подушке разрабатывал Константин Циолковский
  • В 1955 году Кристофер Кокерелл запатентовал схему судна на воздушной подушке, которую назвал «hovercraft» («парящий аппарат»)

В 1935 году советский конструктор Владимир Левков первым в мире построил опытные модели судов на воздушной подушке скегового типа. В 1955 году английский изобретатель Кристофер Коккерелл запатентовал периферийную сопловую схему и гибкое ограждение, благодаря которому СВП приобрели устойчивость и стали экономически выгодными. Позже все эти идеи нашли дальнейшее развитие в СССР, в городе Горьком (теперь Нижний Новгород), в конструкторском бюро, созданном легендарным конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Судостроительная компания «Амфибийная техника» —  первое в СССР частное предприятие, производящее СВП малого класса для частного и коммерческого использования. По сей день «Амфибийная техника» производит надежные СВП, сохраняя и преумножая достижения советской науки и техники.

Перспективы технологии

Транспорт на воздушной подушке позволяет перемещаться по суше, льду, снегу и воде. Это чуть ли не самый универсальный вид транспорта, когда-либо изобретенный человеком. За вездеходность этим аппаратам когда-то прочили большое будущее. Все ведущие страны создавали их для армии и гражданских нужд. Военных привлекала универсальность и амфибийность СВП. Фантазия легко рисовала высадку десанта с такого аппарата или парящий над землей танк. Однако по различным причинам технология не нашла широкого применения в военной отрасли. Гораздо большее распространение принцип работы судна на воздушной подушке приобрел в гражданской сфере.

Существующих на сегодня моделей СВП не счесть. Сейчас такие суда используются при спасении людей, при доставке грузов и людей в отдаленные районы, а также для охоты, рыбалки и активного отдыха. Несмотря на внешнюю непохожесть этих судов, у них есть одна общая черта — они все используют принцип воздушной подушки.